ВВЕДЕНИЕ:
            Русская транскрипция в этом словаре основана на системе Поливанова.
            СЛОВАРЬ ЗДЕСЬ

ОБЩЕЕ:
            Айкидо Хомбу Додзё (合気道本部道場) — Фонд общественных интересов Айкикай Хомбу Додзё, расположенный Токио, в округе Вакамацу-тё, район Синдзюку-ку.
            Морихей Уэсиба (植芝盛平) — основатель Айкидо, первый Досю, О-Сэнсэй (大先生)
            Кисёмару Уэсиба (植芝吉祥丸) — второй Досю
            Моритэру Уэсиба (植芝守央) — третий Досю
           
 
ОСНОВНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:
            До (道) — Путь.
            Будо (武道) — Путь воина. Воинское искусство, военное дело.
            Додзё (道場) — тренировочный зал. «Место постижения Пути».     
            Сёмэн (正面) — буквально голова, лицо верх. В додзё обычно стойка с портретом основателя.
            Татами (畳) — маты, которыми застилают пол в додзё. Применяются практически во всех боевых искусствах, где есть бросковые техники. Примерные размеры 2х1 метр.
            Айкидоги (合気道着) — форма для занятий айкидо. Дословно: «Одежда для Айкидо».
            Рэйсики (礼式) — Этикет.
            Сэнсэй (先生) — Учитель.
            Сэмпай (先輩) — Старший товарищ, старший в группе.
            Ки (気) — энергия, которая наполняет Вселенную.
            Мусуби (結び или 産霊) — слияние ки партнёров.
            Хара (腹) — живот, «энергетический центр». Обычно подразумевается точка, примерно, на два пальца ниже пупка. Другие названия: Сэйка-но-итэн (臍の点), Сэйка тандэн (臍下丹田).
            Нагэ (投げ) — исполняющий технику. Защищающийся, нейтрализующий атаку. Часто используется слово Тори (取り).
            Укэ (受け) — «принимающий» технику. Атакующий.
            Укэми  (受身) — буквально "принимать телом". Страховка при падении.
            Маай (間合い) — гармоничная дистанция, физическая и ментальная, между укэ и нагэ, необходимая для корректного выполнения приёмов айкидо.       
            Мэтсукэ (目付け) — не смотри в одну точку, смотри на человека целиком, как если бы он отражался в глазах.
            Тайсо (体操) — гимнастика, разминка.
            Энбу (演武) — показательные выступления
 
 
  ОБЩЕНИЕ И КОМАНДЫ:
            Онэгаисимасу (お願いします)    — доверяю вам себя (буквально, «прошу вас» или «пожалуйста»). Слова, которые звучат в начале каждой тренировки, как приглашение к парной работе, а также, как проявление доверия и уважения.
            Домо (どうも) — спасибо (неформально).
            Аригато (有難う) — спасибо (неформально). Такое обращение допустимо к партнеру, но не к учителю.
            Домо аригато (どうも有難う) — спасибо (вежливая форма).
            Домо аригато гозаимасу       (どうも有難うございます) — спасибо (вежливая форма). За то, что происходит в настоящий момент.
            Домо аригато гозаимасита (どうも有難うございました) — спасибо (вежливая форма). За то, что произошло.
            Рэй (礼) — поклон.
            Хай はい) — Да. Зачастую используется в значении "я вас понял".
            Хадзимэ (初め)  масё (?) — начинаем.
            Хадзимэ (初め) — команда к началу действия.
            Ямэ (罷め) — команда к остановке действия.
            Овари (終わり) масё — завершение.
 
 
СЧЁТ:
            Ити (一) — один
            Ни (二) — два
            Сан (三) — три
            Си (四) — четыре
            Го (五) — пять
            Року (六) — шесть
            Сити (七) — семь
            Хати (八) — восемь
            Кю (九) —девять
            Дзю (十) — десять
 

СТЕПЕНИ:
            Кю (級) —Уровень, разряд, степень. По отношению к начинающим ученикам до 1 дана. В айкидо, как правило, 6 ученических степеней. Самый младший 6 кю, самый старший 1 кю, после которого идёт 1 дан. Однако, в зависимости от школы, а также для детей может быть больше градаций.
            Муданся (無段者) — человек, не имеющий дана.
            Дан (段) — уровень, ступень. Мастерская степень. В отличии от ученических степеней идёт по взрастанию: 1 дан, 2 дан и т.д.
            Сёданся (初段者) — новичок, человек, получивший первый дан.
            Юданся (有段者) — обладатель дана. Человек имеющий 2-й и выше дан.
            Сёдан (初段) — первый дан
            Нидан (弐段) — второй дан
            Сандан (参段) — третий дан
            Ёндан (四段) — четвёрный дан
            Годан (五段) — пятый дан

 
 
ТЕХНИКИ:
            Оё ваза (応用技) — прикладная техника, применение — техника, в которой тори выполняет базовую технику, при атаке отличной от базовой.
            Катамэ ваза (固め技) — техники контроля, техники удержания. Другое название: Осаэ ваза (抑え技).
            Нагэ ваза (投げ技) — техники бросков.
            Хэнка ваза (変化技) — переходная техника. Переключение на другую технику, когда возникает проблема при попытке применить определенную технику. Другое название: Рэндзоку ваза (連続技).
            Каеси ваза (返し技) — техника возврата, контртехника.
            Кансэцу ваза (関節技) — Техника воздействия на суставы партнёра.
            Дзю дори (自由取り) — применения техник в каждом конкретном случае не задумываясь о том, какие техники использовать. Другое название Дзю ваза.
            Танто дори (短刀取り) — техники, применяемые против партнёра с ножом.
            Тачи дори (太刀取り) — техники, применяемые против партнёра с мечом.
            Дзё дори (杖取り) — техники, применяемые против партнёра с дзё (деревянным шестом).
            Рандори (乱取り) — Свободная работа (схватка), обычно против нескольких партнёров.
            Футари гакэ (二人掛け) — работа против двух партнёров.
            Санин гакэ (三人掛け) — работа против трёх партнёров.
            Танинзу гакэ (多人数掛け) — работа против четырёх или более партнёров. Другое название: Танинзу дори (多人数取り).
            Какари кэйко гэйко (懸かり稽古) — работа в группе, когда несколько укэ поочерёдно атакуют (ручеёк).
            Кихон доса (基本動作) — базовые движения (действия).
            Кихон ваза (基本技) — базовая техника. Простейшая из техник, содержащая её обоснование.


 

ПОЛОЖЕНИЯ:
            Камаэ (構え) — стойка, позиция. Обычно, это один из критериев оценки уровня мастерства на квалификационном экзамене.
            Ханми (半身) —   стойка в полоборота к партнёру. Одноимённые рука и нога впереди.
            Миги ханми (右半身) —   правосторонняя стойка, когда правая рука и правая нога находятся впереди.
            Хидари ханми (左半身) — левосторонняя стойка, когда левая рука и левая нога находятся впереди.
            Айханми (相半身) — буквально «половина тела». Стойка вполоборота к партнёру, при этом у партнёров впереди одноимённая рука и нога (правая-правая, левая-левая).
            Гъяку ханми (逆半身) — буквально «обратная половина»: разноимённая, разносторонняя стойка, при которой у партнёров впереди разноимённые рука и нога (правая-левая, левая-правая).
            Сэйдза (正座) — положение сидя на коленях. Или, если переводить дословно — «правильное положение сидя». Часто используется для медитации или отдыха. Кроме того, это основное положение сидя.
            Киза (跪座) — тоже положение сидя на коленях, на пальцах ног. В киза исполняют все передвижения на коленях, например, ходьба вперед или назад.
            Агура (胡坐) — ещё одно положение сидя, скрестив ноги (так называемый «индийский способ»). Другое название — «поза портного».
            Сувари ваза (座技) — техника, которая выполняется из положения сидя.
            Тати ваза (立技) — техника, которая выполняется из положения стоя.     
            Ханми хантати ваза (半身半立ち技) — техника, в которой которую укэ атакует стоя, а нагэ защищается сидя.
           
 
ДВИЖЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ:
            Маэ (前) — вперёд.
            Усиро (後ろ) — назад.
            Ура (裏) — сзади (со спины) партнёра
            Омотэ (表) — спереди от партнёра
            Сабаки (捌き) — передвижение ног. Часто употребляется в значении движения с задней ноги.
            Ирими (入身) — Вход телом. Движение вперёд, уход с линии атаки. Часто употребляется в значении движения с передней ноги.
            Тэнкан (転換) — разворот с подтягиванием ноги, находящейся сзади.
            Кэагэ (蹴上げ) – восходящее движение.
            Кэкоми  (蹴込み) – прямолинейное движение.
            Маваси (回し) — движение по кругу.
            Окуни (奥に) — вглубь чего-либо, направление действия внутрь тела партнёра.
            Отоси (落) — падать. В контексте: сверху вниз.
            Уэ (上) — верх.
            Хаяку (早く) — быстро.
            Юккури (ゆっくり) — медленно, не торопясь.
 

УРОВНИ:
            Дзёдан (上段) — верхний уровень (голова).
            Чудан (中段) — средний уровень (грудь, солнечное сплетение, живот).
            Гедан (下段) — нижний уровень (пах, ноги).
 

УПРАЖНЕНИЯ:
            Саё ундо — упражнение, имитирующее кокю  хо или сокумэн.
            Иккё ундо (一教運動) — упражнение поднятия обеих рук вверх перед собой, с переносом центра тяжести вперед.
            Дзенго — выполнение иккё ундо с разворотом на месте на 180 градусов.
            Сихо ундо — выполнение иккё ундо на 4 стороны.
            Хаппо ундо — выполнение иккё ундо на 8 сторон.
            Тай сабаки (体捌き) — перемещение тела (ирими, тэнкан, тэнкай (хэнка), кайтэн).
            Ути ката (打ち型) — отработка атакующих действий: сёмэн ути, ёкомэн ути, цки.
            Сотай доса (? 動作) — парные базовые упражнения.
            Ути коми — многократная отработка входа в технику с последующим выполнением техники на последнем входе.
            Сикко (膝行) — передвижения на коленях.
            Гацесэки ундо (合蹠運動) — совместное упражнение
            Фунэкоги ундо (船漕ぎ運動) — упражнение с последовательным переносом веса тела с одной ноги на другую и выполнении маховых движений руками. Также известно, как упражнение гребцов, метод очищения для укрепления духа.
            Фуритама но гё (振魂の行) — упражнение, в котором руки по бокам поднимаются вверх, соединяются, затем, опускаются по центру в область пупка. Обычно выполняется после упражнения Фунакоги.
            Сэ син ундо (背伸運動) — растяжка противника на спине. Даётся в конце занятия, в качестве заминки, чтобы потянуть мышцы.
          
 
ЗАХВАТЫ:
            Кататэ дори (片手取り) — более полное название этого захвата — Гъяку ханми кататэ дори. Захват за запястье разноимённой руки (правая-левая, левая-правая)
            Коса дори (交差取り) — захват за запястье одноименной руки (правая-правая, левая-левая). По-другому захват называют Ай ханми кататэ дори.
            Моротэ дори (諸手取り) — захват двумя руками одной руки. Другое название — Кататэ риотэ дори (片手両手取り).
            Ката дори (肩取り) — захват за плечо.
            Рио ката дори (両肩取り) — захват за плечи двумя руками.
            Риотэ дори (両手取り) — захват двумя руками за две руки.
            Муна дори (胸取り) — захват за отворот кэйкоги одной или двумя руками.
            Хиджи дори (肘取り) — захват за локоть.
            Содэ дори (袖取り) — захват за рукав.
            Усиро эри дори (後ろ襟取り) — захват сзади за воротник.
            Усиро риотэ дори (後ろ両手取り) — захват сзади за оба запястья. Другое название захвата — Усиро тэкуби дори (後ろ手首取り).
            Усиро рио ката дори (後ろ両肩取り) — захват сзади за оба плеча.
            Усиро кубисимэ (後ろ首占め) — удушение сзади.
            Яхадзу но тэ (矢筈の手) — форма руки (кисть с отставленным в сторону большим пальцем), при которой рука противника помещается между большим и указательным пальцами.
 

УДАРЫ:
            Атэми (当身) — удар в жизненно важную точку тела. Дословный перевод «удар рукой в тело». Однако в айкидо есть много атэми, которые не ставят своей целью поразить противника, а только заставить поменять положение тела.
            Цки (突き) — семейство тычковых ударов. В Айкидо, как правило, цки, это удар кулаком.
            Дзёдан цки (上段突き) — прямой удар в голову.
            Чудан цки (中段突き) — прямой удар в живот.
            Гедан цки (下段突き) — прямой удар в пах (ниже пояса).
            Ути (打ち) — семейство рубящих ударов. Как правило, удары ребром ладони.
            Сёмэн ути (正面打ち) — рубящий удар сверху по голове.
            Ёкомэн ути (横面打ち) — боковой (по диагонали) рубящий удар по голове. Обычно в висок, ухо или сонную артерию. 


  ПРИНЦИПЫ:
            Иккё (Итикё) (一教) — первый принцип. Другое название — Удэ осаэ (腕抑え).
            Никё (二教) — втрой принцип. Другое название — Котэ маваси (小手回し).
            Санкё (三教) — третий принцип. Другое название — Котэ инэри (小手捻り).
            Ёнкё (四教) — четвёртый принцип. Другое название — Тэкуби осаэ (手首抑え).
            Гокё (五教) — пятый принцип. Другое название — Кудзи осаэ (九字抑え). Вероятно, название пошло от специфического положения руки при контроле, напоминающее иероглиф «девять» (九).
            Рокё (六教) — шестой принцип. Другое название — Хиджи кимэ осаэ.
             
 
БРОСКИ:
            Ирими нагэ (入身投げ) — бросок «на входе». «Техника 20 лет изучения».
            Дзюдзи нагэ (十字柄目) — бросок переплетением рук. Крестообразное положение рук укэ при этом броске напоминает цифру 10, написанную по-японски «十». Другое название — Дзюдзи гарамэ (十字絡み).
            Кайтэн нагэ (回転投げ) — бросок с вращением. Техника захвата затылка партнёра и взятия одной руки в качестве рычага. Различают Учи кайтэн и Сото кайтэн (внутри и снаружи). 
            Ката гатамэ (肩固め) — вариант Кайтэн нагэ: защищающийся блокирует плечо укэ и сразу переходит на удержание. Другое название Удэ гарамэ (腕緘).
            Тэнбин нагэ (天秤投げ) — весы. Балансовый бросок с воздействием на локоть. Другое название Удэ кимэ нагэ (腕 投げ).
            Кокю нагэ (呼吸投げ) — бросок «дыханием». Имеется ввиду, что бросок должен быть естественным, как дыхание. Кокю нагэ применяется очень часто и в большинстве случаев является вариацией одной из базовых техник.
            Коси нагэ (腰投げ) — бросок через бедро. Это устоявшееся выражение, хотя технически бросок производится через таз.
            Котэ гаэси (小手返し) — бросок скручиванием запястья.
            Сихо нагэ (四方投げ) — «Бросок на четыре стороны». 
            Тэнчи нагэ (天地投げ) —  «Бросок небо - земля".
            Маки отоси (巻き落とし) — «Порыв ветра». Бросок сворачиванием.
            Суми отоси (隅落とし) — «Опрокидывание в угол». Опрокидывание в "третью точку", там где нет опоры. 角落し
            Суми гаэси (角返し) —    Бросок в угол. Тоже самое, что и Суми отоси?
            Тай атари най отоси Tai-Atari Nai Otoshi (体当内落とし) — блокирующий вход в атаку Ёкомэн ути.
            Усиро удороси (後ろうどろし) — опрокидывание со стороны спины. Кири отоси(?)
            Гансэки отоси (岩石落とし) — «Падение с горы». Другое название — Яма отоси (山から落とし).
            Кокю доса (呼吸動作) — парное упражнение на развитие силы дыхания в сейдза.
            Кокю хо (呼吸法) — бросок силой дыхания. Техника тренировки силы дыхания стоя и сидя. Другое название Кокю рёкю (呼吸力).

 
 
 
 

 
 
 

Отзывы о нас

Мы постоянно усовершенствуем качество изделий и наших услуг, поэтому просим вас оставить отзыв в независимом источнике

Инга Р.

rating

Отличный магазин, очень рекомендую. Есть шоурум, можно померять и вживую потрогать. Шила у ребят хакаму, теперь купила форму для Айкидо. Качество - супер! Отличный выбор ткани - сочетание прочности и комфорта.

Виктор Иванов

rating

Увлеченность Айкидо и высокое качество товара. Приятное общение как бонус. Очень удобное айкидоги - модель ULTRA KS100. Долгое время искал форму для ежедневных тренировок в зале. Ткань плотная, но не тяжелая.

Татьяна

rating

Качественные товары для айкидо. Не первый раз приобретаю там удобную форму для занятий. Очень внимательное отношение к покупателям, приятая атмосфера. Рекомендую.

Арсений К.

rating

Отличный магазин! Заказал пояс с индивидуальной вышивкой. Время практически не потратил вообще. Все заказал и оплатил дистанционно. Доставили мне заказ на работу. Сделали всё четко быстро и красиво. Большое спасибо!