СЛОВО
|
НАПИСАНИЕ
|
ЗНАЧЕНИЕ
|
Авасэ
|
合わせ
|
Выравнивание. В контексте: слияние движения, одновременное начало движения укэ и тори. Двигаться вместе, одновременно.
|
Агура
|
胡坐
|
Положение сидя, скрестив ноги (так называемый «индийский способ»). Другое название — «поза портного».
|
Ай
|
合
|
Гармония, объединение, унификация.
|
Айкидо Хомбу Додзё
|
合気道本部道場
|
Фонд общественных интересов Айкикай Хомбу Додзё, расположенный в Вакамацу-тё, Синдзюку-ку
|
Айкидоги
|
合気道着
|
Форма для занятий айкидо
|
Айханми
|
相半身
|
Буквально «половина тела». Стойка вполоборота к партнёру, при этом у партнёров впереди одноимённая рука и нога (правая-правая, левая-левая)
|
Аригато
|
有難う
|
Спасибо (неформально). Такое обращение допустимо к партнеру, но не к учителю
|
Атэми
|
当身
|
Удар в уязвимую точку тела
|
Боккэн
|
木剣
|
Деревянный меч
|
Ваза
|
技
|
Навык, искусство, мастерство
|
Гакэ
|
掛け
|
Виснуть
|
Гансэки
|
岩石
|
Гора, скала
|
Гацсэки
|
合蹠
|
Соединение. Например: Гасцэки ундо — совместные (парные) упражнения
|
Гаэси
|
返し
|
Возвращать
|
Гедан
|
下段
|
Нижний уровень (ниже пояса)
|
Го
|
五
|
Пять
|
Гъяку
|
逆
|
Обратный. Например: Гъяку ханми — буквально «обратная половина»: разноимённая, разносторонняя стойка, при которой у партнёров впереди разноимённые рука и нога (правая-левая, левая-правая)
|
Дзё
|
杖
|
Трость, деревянная палка
|
Дзёдан
|
上段
|
Верхний уровень (голова)
|
Дзенго
|
前後
|
[то, что] впереди и [то, что] сзади
|
Дзи
|
字
|
Иероглиф, буква, знак
|
Дзю
|
自由
|
Свобода. Например: Дзю ваза — свободное применение техник
|
Дзю
|
十
|
Десять
|
Додзё
|
道場
|
Тренировочный зал. «Место постижения Пути»
|
Домо
|
どうも
|
Спасибо (неформально)
|
Домо аригато
|
どうも有難う
|
Большое спасибо!
|
Домо аригато гозаимасита
|
どうも有難うございました
|
Спасибо), за то, что произошло (вежливая форма).
|
Домо аригато гозаимасу
|
どうも有難うございます
|
Большое спасибо, очень признателен!
|
Дори
|
取り
|
Брать. Обозначение захвата. Например: Ката дори — захват за плечо.
|
Доса
|
動作
|
Действие, движение
|
Ирими
|
入身
|
Входить телом. Движение вперёд
|
Ичи
|
—
|
Один, раз
|
Каеси
|
返し
|
Возвращать. Например: Каеси ваза — техника возврата, контртехника.
|
Кайтэн
|
回転
|
Вращение
|
Камаэ
|
構え
|
Стойка, позиция
|
Кансэцу
|
関節
|
Соединение, сустав. Например: Кансэцу ваза — техника воздействия на суставы партнёра
|
Ката
|
片
|
Одна [рука] из двух. Например: Кататэ дори — захват запястья одной рукой.
|
Ката
|
肩
|
Плечо
|
Катамэ
|
固め
|
Контроль
|
Кё
|
一教
|
Учить. В контексте: Принцип. Например: Иккё — первый принцип.
|
Ки
|
気
|
Энергия, которая наполняет Вселенную
|
Киза
|
跪座
|
Положение сидя на коленях, на пальцах ног
|
Кисёмару Уэсиба
|
植芝吉祥丸
|
Второй Досю
|
Кихон
|
基本
|
Базовый
|
Кокю
|
呼吸
|
Дыхание
|
Коса
|
交差
|
Пересечение, скрещивание. Например: Коса дори — захват за запястье одноименной руки (правая-правая, левая-левая)
|
Коси
|
腰
|
Поясница, талия, бёдра
|
Куби
|
首
|
Шея
|
Кэйко
|
稽古
|
Тренировка, практика
|
Кю
|
九
|
Девять
|
Маай
|
間合い
|
Гармоничная дистанция, физическая и ментальная, между укэ и нагэ, необходимая для корректного выполнения приёмов айкидо
|
Маки
|
巻き
|
Сворачивать
|
Маэ
|
前
|
Перед
|
Миги
|
右
|
Верный. В контексте «правая сторона». Например: Миги ханми — правосторонняя стойка, когда правая рука и правая нога находятся впереди
|
Моритэру Уэсиба
|
植芝守央
|
Третий Досю
|
Морихей Уэсиба
|
植芝盛平
|
Основатель Айкидо, первый Досю
|
Моро
|
諸
|
Целиком, полностью. Например: Моротэ дори — захват двумя руками одной руки
|
Муна
|
胸
|
Грудь
|
Мусуби
|
結び или 産霊
|
Слияние ки партнёров
|
Мэтсукэ
|
目付け
|
Не смотри в одну точку, смотри на человека целиком, как если бы он отражался в глазах.
|
Нагэ
|
投げ
|
В разных контекстах: Исполняющий технику, защищающийся. Бросок, бросать.
|
Ни
|
二
|
Два
|
Овари
|
終わり
|
Конец, завершение
|
Оё
|
応用
|
Практический, прикладной. Например: Оё ваза — Прикладная техника. Техника, в которой тори выполняет ту же технику, что и базовая техника, при атаке методом, отличным от базовой
|
Омотэ
|
表
|
Наружняя, лицевая сторона. В контексте «спереди, перед лицом партнёра»
|
Онэгаисимасу
|
お願いします
|
Доверяю вам себя (буквально, «прошу вас» или «пожалуйста»). Слова, которые звучат в начале каждой тренировки, как приглашение к парной работе, а также, как проявление доверия и уважения
|
Осаэ
|
抑え
|
Удержание
|
Отоси
|
落とし
|
Ронять
|
Рёкю
|
力
|
Сила
|
Рио
|
両
|
Оба, обе стороны. Например: Риотэ дори — захват двумя руками за две руки
|
Року
|
六
|
Шесть
|
Сабаки
|
足捌き
|
Движения ног
|
Сан
|
三
|
Три
|
Санин
|
三人
|
Три человека. Например: Санин гакэ — работа против трёх партнёров
|
Сёмэн
|
正面
|
Буквально, голова, лицо верх. В додзё обычно стойка с портретом Основателя
|
Си
|
四
|
Четыре
|
Сикко
|
膝行
|
Передвижения на коленях
|
Сихо
|
四方
|
Четыре стороны света, все стороны, все направления
|
Сичи
|
七
|
Семь
|
Содэ
|
袖
|
Рукав
|
Сувари
|
座
|
Сидеть, садиться. Например: Сувари ваза — техника, которая выполняется из положения сидя
|
Суми
|
角
|
Угол
|
Сэйдза
|
正座
|
Положение сидя на коленях. Или, если переводить дословно — «правильное положение сидя». Часто используется для медитации или отдыха. Кроме того, это основное положение сидя
|
Сэйкатандэн
|
臍下丹田
|
10 см ниже пупка, нижний танден, центр
|
Сэсин
|
背伸
|
Выпрямление [спины]. Например: Сэсин ундо — растяжка партнёра на спине. Даётся в конце занятия, в качестве заминки, чтобы потянуть мышцы.
|
Тай
|
体
|
Тело
|
Тайсо
|
体操
|
Гимнастика, разминка
|
Танин
|
多人
|
Много людей. Например: Танинзу гакэ —работа против четырёх или более партнёров.
|
Танто
|
短刀
|
Нож, кинжал
|
Татами
|
畳
|
Маты, которыми застилают пол в додзё. Применяются практически во всех боевых искусствах, где есть бросковые техники. Примерные размеры 2х1 метр
|
Тачи
|
太刀
|
Длинный меч
|
Тачи
|
立
|
Стоять. Например: Тачи ваза — техника, которая выполняется из положения стоя
|
Тори
|
取り
|
Принимающий. Тот, кто делает технику
|
Тэ
|
手
|
Кисть руки
|
Тэнкан
|
転換
|
Поворот
|
Тэнчи
|
天地
|
Небо и земля, верх и низ
|
Укэ
|
受け
|
«принимающий» технику, атакующий
|
Укэми
|
受身
|
Буквально «принимать телом». Страховка при падении
|
Ундо
|
運動
|
Движение. В контексте: упражнение
|
Ура
|
裏
|
Изнанка. В контексте «позади партнёра»
|
Усиро
|
後ろ
|
Сзади, позади
|
Учи
|
打ち
|
Бить, ударять. Семейство рубящих ударов, как правило, ребром ладони
|
Фунакоги
|
船漕ぎ
|
Гребля. Например: Фунакоги ундо — упражнение с последовательным переносом веса тела с одной ноги на другую и выполнении маховых движений руками. Также известно, как упражнение гребцов. Упражнение очищения для укрепления духа.
|
Футари
|
二人
|
Два человека. Например: Футари гакэ — работа против двух партнёров
|
Хадзимэ
|
初め
|
Начинать. Команда к началу действия
|
Хай
|
はい
|
Да. Зачастую используется в значении «я вас понял».
|
Хамми хандачи
|
半身半立ち
|
Положение в котором укэ атакует стоя, а нагэ защищается сидя
|
Ханми
|
半身
|
Стойка в полоборота к партнёру. Одноимённые рука и нога впереди
|
Хара
|
腹
|
Живот, «энергетический центр» (сэйка но итэн, сэйка тандэн (臍下丹田)
|
Хачи
|
八
|
Восемь
|
Хидари
|
左
|
Левый. Например: Хидари ханми — левосторонняя стойка, когда левая рука и левая нога находятся впереди
|
Хиджи
|
肘
|
Локоть
|
Хо
|
法
|
Закон, правило
|
Хэнка
|
変化
|
Менять, изменять. Например: Хэнка ваза — переходная техника. Переключение на другую технику, когда возникает проблема при попытке применить определенную технику
|
Цуки
|
突き
|
Бить, ударять. Семейство тычковых ударов, как правило, кулаком.
|
Чудан
|
中段
|
Средний уровень (солнечное сплетение, живот)
|
Энбу
|
演武
|
Публичная демонстрация техник
|
Эри
|
襟
|
Ворот, воротник
|
Ямэ
|
罷め
|
Прекратить. Команда к остановке действия
|